RSS

РООИ «АЛЫЕ ПАРУСА»

Содержательный отчёт конкурсной программы

«Социальная интеграция семей с детьми-инвалидами и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации»

В целях создания новых, эффективно действующих механизмов по проведению социально-психологической адаптации молодых инвалидов к быстро меняющейся жизни в социуме, поддержки талантливых и одаренных молодых граждан, развития молодежной культуры и творчества – РООИ «АЛЫЕ ПАРУСА» реализует программу «Социальная интеграция семей с детьми-инвалидами и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации».

Участники проекта: молодежь с ограниченными возможностями в сопровождение одного из родителей в количестве 50 человек на междугороднем автобусе посетили Дивеево с 11 по 25 июля 2014 г., где провели двухнедельное обучение прикладному искусству у известных народных мастеров-ремесленников и участвовали в насыщенной культурной программе. По окончании обучения состоялся концерт, была проведена итоговая выставка творческих работ и торжественное награждение дипломами победителей.

Место проведения выездного интеграционного профильного лагеря соответствовало требованиям безбарьерной среды и предполагало участие в программе молодых людей с инвалидностью разных групп и категорий. Размещение детей-инвалидов и сопровождающих осуществлялось в специализированном корпусе на первом этаже в благоустроенных помещениях для проживания и отдыха в соответствии с требованиями СанПин 2.4.4. 1204-03 «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы загородных стационарных учреждений отдыха и оздоровления детей». Обеспечивалось полноценное 4-х разовое питание (завтрак, обед, полдник, ужин) с ежедневной калорийностью не менее 2000 ккал. Во время оздоровительного отдыха проводились ежедневные реабилитационные мероприятия методами прикладного творчества (лепка из глины, роспись матрёшек; бисероплетение, мягкая игрушка, рисунок, арт-терапия) с привлечением профессиональных мастеров-ремесленников педагогический стаж, которых не менее 5 лет. Обеспечивались меры безопасности и профилактики травматизма участников программы – круглосуточные услуги по оказанию первой помощи медицинским персоналом, амбулаторному лечению, а также предоставление лечебных и оздоровительных процедур и медикаментов. Соблюдались нормы и правила пожарной безопасности, общественного порядка и безопасности при проезде к месту отдыха и обратно, а также в период пребывания детей в оздоровительном учреждении.

В программе пребывания: посещение Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря, Канавки Пресвятой Богородицы и Святых источников. А также знакомство с укладом и бытом сельских жителей, местным фольклором и проведение совместного концерта художественной самодеятельности. Все проводимые мероприятия преследовали цель по вовлечению молодёжи в здоровый образ жизни и создание ситуации успеха. Нам удалось преодолеть многие трудности социальной адаптации, которые не решались традиционными педагогическими программами. Для детей с нарушениями развития освоение бытовых навыков; приобретение опыта общения в различных нестандартных ситуациях; возможность контактировать с обычными детьми; совершенствование двигательных функций организма (подвижные народные игры); использование приобретённых в ходе коррекционных занятий навыков в различных реальных жизненных ситуациях; решение эмоционально-волевых проблем (снижение уровня тревожности, избавление от чувства одиночества, избавление от страхов); раскрытие творческих возможностей каждого ребёнка с учётом его индивидуальных особенностей; повышение самооценки и мотивации для дальнейшего развития.

РООИ «АЛЫЕ ПАРУСА» является членом Московской палаты ремёсел, постоянный участник городских и международных выставок и имеет опыт по организации обучения народным ремёслам семей с молодыми инвалидами. Принципы нашего обучения:

1. Всё обучение подчинено овладению конкретной профессии.

2. Индивидуальный подход.

3. Многие изделия делаются совместно мастером и учениками.

4. Учим тому, что сможет сделать ученик самостоятельно и что можно применить в работе.

5. Занимаемся творчеством в сочетании с техническими навыками.

Индикатором интенсивности обучения является состояние наших учеников.

Цель Программы – восстановление духовно-нравственных внутрисемейных кровных связей, укрепление семейных ценностей и проведение устойчивой социальной интеграции семей попавших в сложную жизненную ситуацию через совместное обучение народному творчеству и дальнейшему трудоустройству.

Отличие и новизна программы:

· Очень важно для психологической и социальной интеграции, что молодые инвалиды приобретают опыт жизни в большом разновозрастном коллективе в условиях единой детско-взрослой общности. Это способствует восстановлению навыков общения, необходимых для дальнейшей полноценной жизни в обществе;

· В произведениях народного творчества заключена биоэнергетическая информация, способная разблокировать генную память и на этой основе восстановить механизмы оздоровления организма;

· Передача навыков от мастера к ученику; сохранение традиций; обучение подчинено овладению конкретной профессии; индивидуальный подход; изделия делаются совместно мастером и учениками; учим тому, что сможет сделать ученик самостоятельно и что можно применить в работе; занимаемся творчеством в сочетании с техническими навыками;

· Целевая группа постоянно участвует в городских интеграционных фестивалях и выставках-ярмарках, где происходит обмен опытом и знакомство с народными мастерами;

· Народное творчество почти единственный способ справиться с психологическим неблагополучием человека и общества;

· Процесс двухлетнего обучения молодых инвалидов заканчивается аттестацией и трудоустройством;

· Обучение народным ремёслам проводиться совместно молодёжи с родителями;

· Восстановление внутрисемейных кровных связей, укрепление семейных ценностей, сплочение каждой семьи, повышение авторитета родителей, создание ситуации успеха, утверждение у каждого участника чувства понимания и важности семьи;

· Сопровождение семей с молодыми инвалидами от комплексной реабилитации до устойчивой социальной интеграции в общество.

Самое главное позитивное изменение – участники программы получили в руки мастерство, благодаря которому они будут иметь возможность общаться с творческими людьми, быть участниками выставок, создавать своими руками красивые изделия и самостоятельно повышать благополучие своей семьи. Особым значением для нас явилось предоставление равных возможностей для семей с детьми-инвалидами. Улучшение духовного и физического состояния участников программы. Все семьи получили полноценную комплексную реабилитацию.

Отчёт о мероприятиях проводимых в рамках интегративного лагеря

(с.Дивеево, Нижегородская обл.)

Смена получилась насыщенной, необыкновенно яркой и творческой. Вот уже в пятый раз собирает Дивеевская обитель под своим крылом московские семьи. В память и благодарность об этом событии хочется сказать несколько теплых слов. Лагерь в Дивеево изначально был задуман, как православный, семейный, ремесленный. Из этого вытекают его основные цели и задачи, соответственно которым и была построена вся наша жизнь.

1. Лагерь по праву можно считать православным. И не только потому, что он находится в уникальном месте России. Дивеево – четвертый удел Богородицы. Это - святое место, куда ежегодно устремляются тысячи паломников. Здесь постоянно возносятся молитвы людей о важном, о главном, о своем. Купола и храмы Дивеевской обители, Святые источники с целебной водой, Святая Канавка, по которой проходит сама Царица Небесная – все это очень мягко и благотворно действует на духовно-нравственное развитие человека, исцеляя тело и душу, наполняя ее благостными состояниями. Очищает мысли и преобразовывает мир вокруг, внося заметные коррективы в жизнь людей, соприкоснувшихся с Дивеевским чудом. Здесь, как нигде ощущаешь на себе милость Божью. Отходят в сторону болезни, неудачи, разочарования. Участники лагеря отмечают, что в Дивеево как-то очень быстро исполняются желания и просьбы людей. Наверное, поэтому так и стремится душа вновь и вновь раствориться в этом заповедном месте. Лагерь в таких условиях дает большую возможность для корректировки духовно-нравственных приоритетов молодежи и взрослых. Получается своеобразное двухнедельное погружение в атмосферу духовности с одной стороны и товарищества, сотворчества, труда и взаимопомощи – с другой. В нашем лагере с первого же дня было введено множество небольших, но важных в этом плане моментов. Это – соборное молитвенное правило, которым начинался и заканчивался день. Для кого-то это было естественным и необходимым обрамлением дня. Для других поначалу – лишь режимным моментом, который постепенно стал наполняться истинным смыслом. В конце лагеря все ребята и взрослые уже осмысленно читали молитвы и не могли по-другому. Надеюсь, что и дома многие продолжат это начинание. В течение лагеря все участники побывали на различных Богослужениях, не раз прошли сами и с крестным ходом по Святой Канавке, трудились у подсвечников в храмах, были организованы послушания в монастыре: на расфасовке освященных сухариков, на цветнике и монастырских грядках, по просьбе монастырских сестер был организован сбор ягод. Кроме этого, каждый день одна из семей брала на себя дежурство по лагерю, следя за уборкой, выполнением режимных моментов и ведением летописи текущего дня. Таким образом, в лагере удачно сочеталось духовное и трудовое воспитание. Если в начале смены были ребята, которые с недоверием и без особого желания относились к послушанию и дежурствам, то в конце дежурили уже все вместе, помогая и поддерживая друг дружку, а на послушания бежали уже по собственной инициативе, выкраивая немного времени из и без того насыщенной жизни лагеря. С середины смены по просьбе матери Ефросиньи для взрослых начались ночные дежурства в Богадельне у постели больных монахинь. Для наших детей – это послужило достойным примером сострадания и помощи людям. Уверена, что маленькие сердца запомнят этот посильный акт милосердия.

2. Лагерь в Дивеево – семейный лагерь. И это большой ресурс в возрождении традиций семейного воспитания. Здесь все направлено на укрепление семейных ценностей и воспитание культуры жизни и поведения в семье. С этой целью было запланировано и проведено несколько творческих дел. Это – вечер знакомства и презентации семей «Семейный калейдоскоп», семейные дежурства, совместные творческие мастерские, вечерние посиделки под гармошку и многое другое. Лагерь жил, как одна большая дружная семья, в которой основными ценностями были любовь друг к дружке, помощь и поддержка. В лагере были и очень больные дети. И толерантное воспитание осуществлялось здесь не на словах, а на деле. В первый же вечер семьи, вооружившись клеем, ножницами и кипой журналов, готовили семейные коллажи – своеобразные большие визитные карточки своей семьи. Работа кипела дружно и весело, в процессе работы были какие-то неожиданные открытия, было интересно и поучительно посмотреть со стороны за работой других семей и своих собственных детей. На следующий день состоялся вечер знакомства семей с использованием подготовленных коллажей. Это очень обогатило наши знания друг о друге, разрядило обстановку некоей отчужденности, которая естественна для впервые встретившихся людей, настроила лагерь на дружественную творческую атмосферу. Мы увидели, какие мы с одной стороны все разные, а с другой – сколько похожего в каждой приехавшей семье. В продолжение вечера знакомств была проведена игра в «Семейные шарады», где мы окончательно все перезнакомились и сдружились. Очень важным, на мой взгляд, было участие в лагере не только мам с детьми, но и пап. Так принято, по понятным причинам, что воспитанием в основном занимаются женщины. Дома, в детских садах, в школе. А ведь женское воспитание – это только половинка дела. Папы, приехавшие в лагерь, внесли свою особую мужскую энергию. Это футбольные матчи, турниры по шашкам и шахматам и особый мужской настрой на проведение важных дел.

Удивительно легко готовились и проходили в лагере дела и мероприятия, которые в обычных условиях не всегда можно провести или необходима длительная и обстоятельная подготовка. Первым из таких дел был вечер православной поэзии. О! Это был незабываемый вечер. Вначале все читали стихи. Стихотворения выбирались заранее, за 2-3 дня. Можно было выучить, отрепетировать, подобрать аккомпанемент. Некоторые исполнители так одухотворенно, так красиво читали, что зрители сидели, словно завороженные и потом старались равняться друг на друга, держа очень высокие духовные состояния. Многие стихотворения исполнялись под живую музыку – синтезатор, гитару. Потом началась песенная часть. Духовные, мелодичные напевы понеслись над Дивеево, окутывая все вокруг светлой радостью. Под конец вечера началось самое веселье. Одна из девушек проводила мастер-класс по народному танцу, а ее брат аккомпанировал всем желающим на гармошке. Задор и веселье никого не смогли удержать на месте и все ринулись в пляс. А на крылечке стояли паломники с Украины – несколько директоров школ. Они с восторгом и, прямо скажем, с доброй завистью наблюдали за происходящим. А потом долго еще расспрашивали, кто мы и откуда и кто помог так хорошо устроить и организовать этот чудесный лагерь. Но все рано или поздно заканчивается. Подошел к концу и этот вечер. С большой неохотой все разошлись спать. А на утро началась подготовка, пожалуй, к самому объемному событию – Бал Благодарения Богородицы.

Идея проводить такой Бал, родилась в нашем лагере в прошлом году и, похоже, это становится уже традицией. Мы с ребятами собрав самые лучшие концертные номера, настроив души и сердца в едином порыве благодарения Царицы Небесной за ее покровительство над нами и помощь в различных житейских обстоятельствах, вплетаем в незамысловатый сюжет наши чаяния и надежды на милостивое заступничество Богородицы. В прошлом году Бал был посвящен Дивеевской обители. В этом – история разворачивалась в сказочном королевстве, куда на пышный праздник по случаю дня рождения маленького принца были приглашены самые почитаемые жители королевства – Госпожи Добродетели. Вера и Любовь, Надежда и Миротворение, Премудрость Божья и Милосердие, Чистота Сердца и Любовь к Истине, Верность, Трудолюбие и другие. Не приглашены были на Бал лишь лукавые духи злобы, страха и зависти. О том, что было потом, ребята узнали в театрализованной форме во время самого Бала. Они были одновременно и зрителями, и участниками. Шикарные бальные платья, мелодичное пение под аккомпанемент скрипки, кларнета, синтезатора и гуслей, бальные и народные танцы – все слилось в едином порыве, чтобы заполнить пространство в атмосфере удивительной сказки. Бал никого не оставил равнодушным. На тонком, очень высоком уровне в необычном формате велся ненавязчивый мягкий разговор об очень важных истинах, пожалуй, самых главных для каждого человека.

Одной из важных задач в лагере было сплотить ребят, построить жизнь таким образом, чтобы дети и взрослые не только познакомились, но и подружились между собой и сохранили дружественные отношения. Не зря существует пословица «Скажи мне, кто твой друг и я скажу, кто ты». Проблема общения подростков занимает важное место в современном мире. Хотелось сформировать и запустить такую модель поведения, которая несла бы нравственные приоритеты, с одной стороны и с другой - учила общению с людьми, а не с компьютерами, как это часто бывает у современной молодежи. С этой целью в лагере с первого же дня был взят курс на проведение множества настольных и подвижных игр, игр на знакомство, на сближение друг с другом. Это - всем известные «Чехарда» и «Горячая картошка», «Чепуха» и «Испорченный телефон», «Колечко» и «Садовник», «Диксит» и многие другие.

Хочется отдельно рассказать и поделиться духовной красотой одной игры и название у неё особенное – «День Ангела». Каждый вытянул себе листочек с именем своего подопечного и целые сутки заботился о нем, хранил и оберегал его, как самый настоящий ангел-хранитель. При этом никто не знал, кто его Ангел. Вечером все делились впечатлениями. Понравилось всем! Было приятно находить на подушке добрые записочки и пожелания, самодельные подарочки или только что собранные специально для тебя чьей-то заботливой рукой ягоды спелой малины или смородины. Не обошлось и без курьезов, в результате чего завязалась целая переписка со своим ангелом через почтальона. Игра послужила хорошим поводом для сближения ребят и взрослых. Она мягко затронула очень серьезные вопросы – доброжелательности, такта, заботы. И о тех, кто уже успел подружиться, и о тех, кто пока еще держался в стороне.

Другая игра развернулась в психологической песочнице. В ней участвовали в основном старшие ребята. Целью игры было создание символического пространства лагеря. Каждый по очереди строил свой мир, в котором ему было бы комфортно и уютно. Потом было предпринято несколько попыток объединить эти миры вместе. Каждый сказал, что он хотел бы получить от лагеря и что готов дать лагерю взамен. Игра длилась до тех пор, пока все не были удовлетворены. Это было не просто. Пришлось и на уступки идти, и свое мнение отстаивать, и подумать, и поразмышлять. Но пространство лагеря было создано, захотелось в нем жить, играть, ходить друг к дружке в гости. Собственно, лагерь таким и получился. В продолжение всей смены песочница пользовалась большой популярностью, помогая и малышам, и взрослым в создании своих собственных миров.

Обычно в лагерях ребята на выпускном вечере плачут, расстраиваются, потому что все заканчивается, не хочется уезжать, расставаться. И это показатель того, что лагерь удался. В нашем лагере ребята не плакали. Но для нас это было еще большей радостью. Дело не в том, что не было жаль расставаться. Просто было достигнуто то, о чем мечталось. Наши дети (и взрослые) обменялись адресами и телефонами и запланировали себе встречи уже в Зеленограде, сразу же после возвращения. Надеюсь, наша дружба будет продолжаться.

3. Дивеевский лагерь – ремесленный. И этому направлению было уделено особое внимание. Велось обучение по следующим ремесленным направлениям: керамика, гончарное мастерство, роспись по гальке, бисероплетение, текстильная кукла и создание кукольного спектакля, Ведь те навыки, которые ребята приобрели здесь, они будут совершенствовать в течение года в ремесленных мастерских «Учебно-методического центра «Город Мастеров». Важно отметить, что работа почти во всех мастерских велась ежедневно и была организована таким образом, что ребята успевали за одно занятие освоить одно из направлений ремесла. Цветок из бисера, глиняный горшочек, свистульку или колокольчик на память о Дивеево, расписанный по всем правилам живописи изящный камешек. Исключение составила кукольная мастерская. Текстильная кукла – довольно сложна и многогранна в подготовке. Сама заготовка, лицо, волосы, платье и его украшение. За одно занятие все не успеть. Но ребят захватила идея подготовить и провести собственными силами кукольный спектакль. Это было нововведением. К спектаклю готовились неделю. Надо сказать, что это очень маленький срок и некоторые сомневались, что нам удастся осуществить свою мечту. Но, милостью Божией и общим трудом все сложилось. Ребята, пожелавшие участвовать в спектакле, и кукол успели сшить, и роли выучить и репетировать. Ненецкая народная сказка «Кукушка», взятая за основу спектакля была несколько дополнена и изменена. В результате спектакль получился очень душевный, актеры играли вдохновенно. Обстановка была теплая, семейная. Сказка учила послушанию, состраданию, сплоченности, помощи ближнему и любви. Выступление всем настолько понравилось, что ребята и взрослые потом долго еще не хотели расходиться, играли с куклами, фотографировались, общались друг с другом. Спектакль закончился, но кукольная мастерская работала до конца лагеря, и многие успели сделать еще по одной кукле.

В последний день все собрались за праздничным чаепитием. Нас переполняли впечатления. Смена удалась! Хотелось продолжать встречаться, дружить, создавать новые творческие шедевры, продолжить работу в ремесленных мастерских, поставить еще какой-нибудь кукольный спектакль. Мы обменивались подарочками, дарили друг дружке конвертики с прощальными записочками, тянули звездочки с напутственными пожеланиями. Но самое главное желание в тот момент у всех было одно - через год вновь собраться в этом удивительном, необыкновенном месте, где сами ангелы спускаются с небес, что бы научить нас жить по духовным законам и Божьему благословению.

Руководитель программы

Михайлов С.Н.